|
Жалость - чисто человеческая категория, потому что основывается на способности сопереживать, остальные животные лишены этого, поскольку не имеют разума. И уж конечно я бы не стал в таких вопросах руководствоваться поэтическими произведениями))) Во всех религиях так или иначе вместе с образом Бога дан некий антибог: Яхве — Сатанаил, Аллах — Шайтан, Ормузд — Ариман и т.д. Человек свободен выбирать, кому из них служить. Правильно, я об этом и говорю: религия (как часть культуры) одной из целей имеет(ла) свести к минимуму животные проявления человека, дав зелёный свет "человечности", потому что животные проявления вступают в конфликт с разумом (не с самим разумом, конечно, разум - инструмент для достижения любых целей, в том числе и животных, а с продуктами разума и социума - моралью, нравственностью и проч.) Когда человек утрачивает человеческий облик, когда становится диким зверем, он намного хуже любого зверя. Абсурдная, пафосная фраза. Вы пытаетесь человека всунуть как что-то лишнее в природе, что-то несвойственное ей, противоестественное, что самим своим присутствием нарушает порядок и течение эволюции, противопоставляется ей. А человек - всего лишь этап развития, высший (пока) для приматов, но вовсе не "венец творения". Животность - наше наследие, наша база, но никто не мешает человеку это наследие приглушить (снова повторю: этим культура и занимается - "окультуривает" обезьяну в нас). Человек лишился инстинктов (в биологическом смысле слова) не благодаря какому-то богу, а благодаря способности разума ВЫБИРАТЬ из нескольких сценариев любой (часто - не лучший). Да, в этом смысле мы уже в какой-то степени не животные (в смысле сильно отличаемся от них, оставаясь ими), но именно УЖЕ (мы к этому пришли), а не изначально, как в Вашей теории сотворения человека. А насчёт бога или богов... Хорошо, если человек выбрал веру в бога как ориентир на пути очеловечивания (что спорно, ибо на практике религия уже утратила эту функцию), но мне, например, не нужно верить в потустороннее, чтобы иметь нравственные ориентиры и поступать согласно совести и морали (истоки нравственности и морали тоже лежат не где-то там, на небе, а в нас, нашем разуме и условиях существования нашего вида, то есть, по сути, являются такими же продуктами эволюции (уже не только биологической, но и социальной, культурной), как любой орган)
|